Меню
Главная
Город моих снов
Галерея Одессы
Одесские новости
Дюк-информ
А на Гудзоне...
Одесса - город шансона
Исполнители шансона
Галерея шансона
Интервью
Видеоклипы
Редкие аудиозаписи
Подарочные альбомы
Шансон - премьер
Афиша шансона
Видео Гостевая
Гостевая книга
Каталог ссылок
Баннерообмен Гудзона
Контакты

Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Кто на сайте?
Всего на сайте:
    0 пользователей
    15 гостей

-эфхъё ЎшЄшЁютрэш   Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Rambler's Top100 Я Одессит - сообщество одесситов, новости, блоги, фотографии, общение, поиск родственников и друзей.


Морфесси Юрий

В современных театральных рецензиях мы не встретим определения, подобного вынесенному в заголовок этой публикации. Так писали в начале XX века. И относились эти слова, как правило, к актерам так называемого «легкого жанра». Появился новый жанр на подмостках кафешантанов, кабаре и театров миниатюр, ставших в короткий срок центрами «культурного» времяпрепровождения. Спектакли театров миниатюр существенно отличались от тех, которые шли в обычных драматических театрах. Строго говоря, эти представления нельзя было назвать спектаклями. На протяжении вечера исполнялись несколько рассказов, куплеты, шутки, одна-две сценки и даже танцы. Программы, предлагаемые зрителю, носили увеселительный характер и по содержанию были незатейливы, а подчас и примитивны. Но, несмотря на это, театры миниатюр пользовались большой популярностью. И в течение нескольких лет получили широкое распространение.

Особую известность у одесситов в 1918-1919 гг. получил Дом артиста, располагавшийся в здании на Греческой площади (впоследствии кинотеатр им. Котовского, сегодня - Центр болгарской культуры). Внизу размещалось фешенебельное кабаре с самой известной тогда эстрадной певицей Изольдой Кремер и молодым Александром Вертинским, а вверху маленький игорный зал. Кабаре и ресторан принадлежали Ю.С. Морфесси, который и приглашал разных актеров для участия в концертной программе. Имя его, сегодня несколько призабытое даже самими одесситами, в то время гремело с театральных подмостков. Морфесси был талантом многогранным: сыграл сотни ролей в драматических, опереточных, оперных спектаклях, десятки постановок оформил в качестве театрального художника. Писал акварелью, сочинял стихи, выступал с концертами романса и песни…

Юрий Морфесси родился в семье мелкого служащего, выходца из Греции. В 1890 году на прогулочной яхте во время шторма погиб его сорокапятилетний отец Спиридон Морфесси и мать одна воспитывала троих детей, что, впрочем, не помешало дать им всем хорошее воспитание и образование. Обучаясь в греческом коммерческом училище, Юрий выказал незаурядные способности в черчении и рисовании. Мечтал стать архитектором, даже участвовал в проектировании дома в Одессе. Но на том, к счастью для истории, дело и кончилось. Первые уроки пения мальчик получил в церковном хоре. Специально постановкой голоса с ним никто не занимался, но театром и музыкой он грезил с детства. Мальчишкой он уже знал многие оперные партии, немало часов проводя в Театральном переулке Одессы, слушая через раскрытые окна голоса артистов и советы их учителей. Как это часто бывает, осуществить мечту помог случай.

Рассказывают, что однажды ясным солнечным днем Юра гулял в Дет-ском парке, что под Приморским бульваром. Его внимание привлек голос уличного торговца-грека. За умеренную плату тот предлагал всем желающим на себе испробовать действие нового аппарата, «последнего достижения научной мысли» - фоно-графа. Юрий записал «для истории» романс «Дремлют плакучие ивы». К удивлению Морфесси, его пением заинтересовался находившийся рядом импрессарио Одесской оперы. Поставленный от природы голос и врожденная артистическая интуиция способствовали тому, что начинающего певца взяли в театр, сразу доверив ему ответственную роль - партию Валентина в «Фаусте» Гуно.

Рассказывают еще, что начало творческой биографии Юрия Морфесси связано с именем «короля баритонов» ХХ века Маттиа Баттистини. В составе итальянской труппы тот часто гастролировал в России, выступал и на сцене оперного театра в Одессе. Юный певец-любитель и знаменитый итальянец встретились в гостиной известной одесской меломанки Э.Цакни. Баттистини сразу обратил внимание на незаурядные певческие данные молодого человека и посоветовал серьезно заняться голосом. Юрий начал брать частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не раздобыл достаточно денег.

Тем не менее, начало карьере было положено. Юрия постоянно приглашали выступить в многочисленных любительских концертах и оперных постановках.

Нелегко пришлось молодому певцу, но, благодаря неутомимой работо-способности, прекрасным вокальным данным в 1904 году Морфесси уже исполнял ответственные партии. Однако оперная карьера длилась недолго. Он понимал: чтобы петь на большой сцене с великими мастерами, нужно много учиться. Материальные трудности не позволяли серьезно заниматься музыкальным образованием и в конце очередного театрального сезона Морфесси подписывает контракт на работу в опереттах и едет в Ростов-на-Дону. Тут он выступает с такими мастерами сцены как Монахов, Пионтковская, Давыдов, Жулинская. Постановки шли с таким успехом, что слава о них докатилась до столицы. Морфесси был приглашен в Петербург, где под впечатлением творчества признанных звезд русского и цыган-ского романса тех лет он начинает выступать с программами романсов. Успех пришел практически сразу. Под Петербургом, в знаменитом ресторане «Новая Деревня», Юрий Спиридонович проводит свободное время, где слушает знаменитые хоры Н.Шишкина и Е.Полякова. Цыганское исполнительство поразило Морфесси, и он переходит на эстраду, где и приобретает огромную популярность. Этому способствуют не только модный репертуар, прекрасная сценическая внешность, но, главным образом, удивительная красота голоса певца, благородная манера исполнения. Именно там его пение услышал Федор Шаляпин, после чего назвал Юрия «Баяном русской песни».

О молодом даровании быстро прослышали и в Москве. Так и началось: выступив в петербургском «Буффе», Юрий Морфесси спешил в златоглавую, где его уже ждали в «Эрмитаже», «Летучей мыши», в знаменитом «Яре». Когда певец появлялся в «Яре», его всегда бурно приветствовали не только гости, но и цыганские артисты, и начинался импровизированный, полный искрометного, безудержного веселья концерт Морфесси в сопровождении хора цыган. Деньги и вино текли рекой. За кулисы несли цветы и ворох записок от поклонниц с признаниями в любви и просьбами о встрече. Он даже не читал эти послания, только горестно вздыхал и, как бы извиняясь, говорил друзьям: «Ну, разве я могу кругом успеть и всем угодить». Домой он уходил через черный ход. Билеты на его концерты продавались на два месяца вперед. Совершал он и регулярные гастроли на периферию, не забывая при каждом удобном случае наведываться в Одессу и непременно устраивать там благотворительные концерты. Одна из одесских газет писала: «Этот гречонок за 5 минут заставил всех поверить, что он – разудалая русская душа. Певец русской печали». А однажды, приехав в родную Одессу, Юрий Спиридонович заболел сильнейшим воспалением лёгких. Врачи даже посоветовали ему оставить карьеру опереточного певца.

Он становится необыкновенно популярным. Многие композиторы считают за честь поместить на обложках своих только что опубликованных произведений посвящение: «Талантливому артисту-певцу, Баяну русской песни и романса Юрию Морфесси». Издатели наперебой добивались права на титульных листах свежих изданий помещать рекламу: «Репертуар известного исполнителя цыган-ских романсов, любимца публики Юрия Морфесси» - с перечислением его коронных номеров: «Эх, раз! Еще раз!», «Потому я тебя так безумно люблю», «Вы просите песен», «Я помню вальса звук прелестный», «Ямщик, не гони лошадей».

Причём не отставала от столицы и Одесса, забрасывавшая приглашениями ставшего знаменитым земляка. Однажды в 1915 году Юрий Спиридонович удостоился чести петь в высочайшем присутствии и так понравился императору, что был приглашен в качестве гостя на царскую яхту «Полярная звезда» - милость в те времена для артиста из ряда вон выходящая. В годы войны он дает благотворительные концерты, записывает пластинки с патриотическими песнями, занимается сбором средств на нужды фронта.

Осенью 1917 года Юрий Морфесси вместе с Фёдором Шаляпиным гастролирует по Восточно-Сибирской дороге. Выступления в Екатеринбурге, Чите, Владивостоке, Харбине, впереди поездка и выступления в Японии… Весть о революции заставляет Морфесси вернуться в Петроград. Узнав о смерти царской семьи, с первой волной русской эмиграции Юрий Морфесси отправляется к южным границам России. Он снова в родной Одессе…Здесь проходят его прощальные концерты…

А в 1920 году Белая армия и, казалось, вся Одесса покидают Россию. Покинул ее на греческом эсминце «Пантера» и Морфесси, причём навсегда. Последнее его выступление на родной земле состоялось в Одессе. Родина большая кончалась, как и начиналась, родиной малой. Его поклонники вспоминали горькую исповедь артиста: «Сам не понимаю, как это я мог оставить Россию. Это было в Одессе, ведь я одессит... Кругом паника, хаос, все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в порт, пошел и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня, и я сам не знаю, как очутился на пароходе. Не может русский артист творить, будучи оторванным от своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому душевно пуст. Это был крик души. Главное же - это был прекрасный русский человек, любивший свою родину и тосковавший по ней.

Морфесси объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный заработок. Его встречали Константинополь, Венеция, Вена, Бухарест, Варшава, Прага, но везде он был чужим, изгоем из непонятной страны, которая захотела жить только по ей понятным законам… Наконец он оказывается в Париже: поет сначала на сценах маленьких кабаре, а затем в фешенебельном, только что открывшемся ресторане «Кавказ», затем в знаменитом «Эрмитаже».. Именно Юрий Морфесси, а не Петр Лещенко был первым исполнителем знаменитого танго «Черные глаза», и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным. Кстати, именно у него в свое время московские цыгане учились петь и таборные песни, и салонные цыганские романсы. По воспоминаниям современников, он был очень красивый, плотный, держался прямо, иногда выступал в поддевке и в сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики с великолепной экспрессией, он умел в трехминутной песне или романсе поведать целую человеческую судьбу. Его выступления доводили дам до истерик от восторга, до слёз и рыданий от любви, умиления и обожания.

Вместе с тем, встречавшиеся в Париже с Морфесси в один голос утверждают, что немногие из эмигрантов переживали разлуку с родиной так трагически, как Юрий Спиридонович. С белоснежной шевелюрой, розовощекий, с черными бровями под Станислав-ского, он не скрывал своей ностальгии. Она читалась в его глазах, кричала словами романса «Тоска мне выжгла очи». Свою трудную судьбу он воспринимал как расплату за вынужденную ошибку.

Нелёгкие переживания, а также неудачи в личной жизни (его, когда-то неотразимого сердцееда, оставили одна за другой две жены) в конце концов сорвали Юрия Морфесси с насиженного места. После полутора десятков лет работы в Париже он вдруг отправляется скитаться по Европе. Там все то же - выступления в ресторанах, кабаре. Судьба забрасывает его в 1936 году в Югославию. В репертуаре пристально следившего за жизнью в СССР Морфесси появляются произведения Блантера и Дунаевского. Король романса поет «Катюшу», «Вольный ветер», «Сердце» из кинофильма «Веселые ребята».

Все это неслучайно. Ностальгия не оставляла Юрия Спиридоновича до конца его жизни. В одном письме Морфесси писал другу: «Скучаю по России, только там меня бы поняли по-настоящему. Артист, оторванный от своей родной земли, он как бы без корня - ему нечем питать свое творчество, и потому он душевно пуст, живя старым запасом. А на сколько его хватит?..». Он очень страдал на чужбине, но как-то не мог вернуться в Союз. В 1941 году Морфесси возвращается в Париж, но после попытки немцев привлечь его к антисоветской пропаганде почти сразу же покидает его и переезжает в Англию. После войны Морфесси снова приезжает в Париж, но уже практически не выступает. Болезни, тяжкое разочарование в последнем браке, гложущая тоска по России отнимают последние силы. В 1957 году больной и покинутый всеми Юрий Морфесси окончил свои дни. Последний свой спектакль он сыграл за несколько дней до смерти.

Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства. Когда его провожали в последний путь, впереди гроба несли портрет артиста в сценическом костюме и гриме цыгана Будулая – в соответствии с завещанием покойного. И в России интерес к жизни и творчеству Ю. Морфесси с годами не исчез, количество поклонников его таланта велико, его голос часто звучит в радиопередачах, о нем написан ряд очерков, его романсы звучат с эстрады.

 


Краткие новости

Шансонье из Израиля - Сергей Порт подарил нашему сайту аль- бом "Три Зимы", в который вошли новые и лучшие песни. С биогра- фией этого замечательного автора и композитора можно познако- миться в разделе исполнителей шансона и посмотреть его фото- графии в фотогалерее.

 

Слава Бобков прислал нам клип на песню "Песня о Севере", впервые прозвучавшую на концерте памяти Юрия Севостьянова, а также при- слал фотографии с последних концертов.

 

В нашу галерею шансона попали эксклюзивные фотографии Гер- мана Грача, оказывается песню украинского автора Анатолия Мат- вейчука "Эта Женщина", Герман исполнил первым, купив на нее права и записав не воруя авторство и чужие аранжировки.

 

О том, кому следует подражать в этой жизни, вновь появляющимся на свет, о том, сколько стоит впи- сать свое имя в историю, о том, как в Одессе относятся к побратимству и о тех, без кого Одесса не стала бы Одессой смотрите в очередном выпуске наших новостей.

 

Александр Шапиро - друг нашего сайта, последний романтик шан- сона разрешил выставить песню "Каждый хочет быть счастливым" из нового, еще не изданного альбома "Женщина любимая".

 
Архив

Подписка на новости
Введите вашь email



Copyright © 2005-2017 Odessitka
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна

Внимание! Сайт "Одесса на Гудзоне" не является коммерческим проектом. Находящиеся на нашем ресурсе mp3 файлы выставлены только для домашенего использования в целях ознакомления, в течении 24-х часов вы должны удалить скаченный материал! Вся ответственность за несанкционированное использование mp3-файлов ложится на конечных пользователей. Администрация сайта не берет на себя ответственность за дальнейшее использование любых файлов с нашего сайта!